Артур Эванс


Рис. 1. Надпись на вотивной бронзовой двусторонней секире из в пещере Аркалохори

Среди ученых, которые в конце XIX в. по­сещали Грецию с целью ознакомиться с сокровищами, найденными Шлиманом, был английский ученый  Артур Эванс. Высокий уровень цивилизации, имевшийся в Микенах, привёл его к убеждению о высокоорганизованной экономи­ческой структуре этого царства, позволившей породить такое искусство. Мастерство, с которым выполнены ми­кенские изделия, предполагает высокую специализацию, а это, следовательно, — и наличие экономической системы, позволяющей ремесленникам совершенствовать своё искусство. Но подобный общественный строй должен предполагать наличие развитой письменности. Микенцы, очевидно, умели писать.

Исходя из этих соображений, Эванс начал поиски сле­дов доисторической письменности. Внимание его привлекли резные камни-печати с нанесенными на них рисунками, которые можно было встретить в лавках греческих антикваров. Желая узнать происхождение этих камней, Эванс приплыл на Крит, который в то время находился под властью Турции. Он пересек его из конца в конец вместе с Джоном Майрзом, который  вместе с Эвансом был удостоен позже рыцар­ского звания. Вдвоём они нашли исчерпывающие доказательства того, что упомянутые камни-печати происходят с Крита: на этом острове женщины часто носили их как амулеты и называли «молочными камнями», так как ношение этих  камней, по поверью, прибавляло молоко кормящим матерям.

В 1900 году Эванс начал раскопки на месте уже хорошо известного Кносса, города, который, если верить Гомеру, был царской резиденцией и столицей легендарной критской державы. Цивилизация Крита была несравненно древнее греческой. Даже в бронзовый век культура Крита намного превосходила культуру античной Греции. Здесь обитал народ, который держал эллинов в страхе. Легенда рассказывает о девушках и юношах, которых каждый год приносили в жертву чудовищу Минотавру, жившему в лабиринте. Так родилась теория о негреческом происхож­дении культуры Крита, названной по имени ее легендарного правителя минойской. Сходство между искусством и архитекту­рой древнего Крита и Греции объяснялось тем, что Греция была про­винцией Минойского царства, а возвышение Микен можно было представить как результат восстания колонии, закончившегося разрушением и подчинением бывшей столицы, а затем, видимо. и ассимиляцией населения Крита.

Что же за народ населял Крит до разрушения его грозной столицы? Видимо, для определения национальной принадлежности населения древнего Крита необходимо прочесть надписи на печатях-амулетах, используя уже дешифрованные иероглифические надписи Крита.


Рис. 2

Джерело:
http://ustierechi.ucoz.ru/publ/24-1-0-262